ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2021года
Организация лечебно-диагностической работы

Подборка СОПов по новым СанПиН. Что изменить в документах до 1 сентября

Оксана ЧИКИНА, эпидемиолог, ФК ОО «Хадасса Медикал ЛТД», Москва

Постановление Главного санврача от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686–21», далее — СанПиН 3.3686–21
** Постановление Главного санврача от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684–21», далее — СанПиН 2.1.3684–21



Найдите новые требования к гигиене рук

Чтобы вам было удобнее работать со статьей, скажем о том, как организована подборка. В ней шесть СОПов с учетом новых СанПиН. Три документа, которые касаются всех сотрудников, разберем подробнее, с акцентами на том, что изменить в работе подчиненных. Что скорректировать в трех сестринских СОПах, смотрите в таблице в конце статьи. Образцы со всеми изменениями — в приложениях.

СОП по медотходам: что изменить в процедуре

Образец СОПа «Алгоритм сбора, хранения и утилизация медицинских отходов» вы найдете в приложении 1. Мы его скорректировали по всем требованиям новых СанПиН по медотходам. Остановимся на главных поручениях, которые важно проконтролировать.

Хранить и вывозить медотходы по новым правилам. Поручите персоналу буфетных комнат и ответственным за утилизацию отходов класса А, вывозить пищевые отходы минимум раз в неделю. Но только если есть возможность хранить их в холодильниках (п. 171 СанПиН 2.1.3684–21). Требование новое. Если нет холодильника, работать можно по-старому: хранить пищевые отходы не более 24 часов.

Поручите скорректировать график вывоза медотходов класса В. Ранее период хранения не указывали. Теперь в морозильных камерах такие отходы можно хранить до месяца, в холодильнике — 7 суток. Если нет холодильника, поручите хранить не более 24 часов в закрытых одноразовых емкостях, специальных контейнерах (п. 188 СанПиН 2.1.3684–21).

Важно

В СОП «Порядок сбора, хранения и утилизации медотходов» добавьте Ф. И. О. и должности сотрудников, которые имеют право входить в помещение для хранения медотходов

Закрывать на ключ помещения для хранения. Объясните подчиненным, что помещение для хранения медотходов теперь нужно закрывать на ключ. Сотрудникам, которые не работают с отходами, входить запретили (п. 177 СанПиН 2.1.3684–21). Ранее доступ был открытым. Контролировать исполнение требования поручите ответственным за сбор и хранение под подпись.

Установить новый порядок действий в аварийной ситуации. Проведите инструктаж по новому порядку действий в аварийной ситуации с необеззараженными медотходами классов Б и В. Требование новое. Инструктаж проводят для персонала, который работает на участке обеззараживания (п. 198 СанПиН 2.1.3684–21). Порядок действий, если отходы рассыпали или разлили, ниже. 

Порядок действий, если отходы рассыпали или разлили

Персонал надевает СИЗ и с помощью щетки или ветоши собирает отходы в другой одноразовый пакет или контейнер цвета, соответствующего классу опасности.
Закрывает и повторно маркирует упаковку.
Доставляет ее к месту временного хранения необеззараженных медотходов или на участок обеззараживания.

Поверхность в месте рассыпания медотходов поручите обрабатывать раствором дезсредства согласно инструкции по применению (п. 199 СанПиН 2.1.3684–21).

Учесть новые требования к прочности пакетов для сбора отходов. Обратите внимание специалистов, которые занимаются закупками, что к прочности пакетов для сбора медотходов классов Б и В предъявляют новые требования. Они должны выдерживать 10 кг отходов (п. 201 СанПиН 2.1.3684–21). В прежних документах вес не указывали.

 К СВЕДЕНИЮ
Больше не разрешают собирать, хранить, транспортировать медотходы класса Б без предварительного обеззараживания в подразделениях фтизиатрических стационаров, загрязненных мокротой, микробиологических лабораторий, которые работают с возбудителями туберкулеза (п. 179 СанПиН 2.1.3684–21). Ранее эти подразделения могли, как все, не обеззараживать отходы класса Б на местах, если у них был участок обеззараживания.
В СОП по сбору, хранению и утилизации медотходов нужно внести требование обеззараживать отходы класса Б на рабочих местах. Обеспечьте персонал емкостями и дезсредствами для обеззараживания.

СОП по обработке рук: что поручить подчиненным

К сведению

Из-за регуляторной гильотины старые санитарные правила пока учитывают при проверках. Только по новым СанПиН клиники будут проверять с сентября 

Образец СОПа «Гигиеническая обработка рук персонала» — в приложении 2. Его мы изменили с учетом требований СанПиН по инфекционной безопасности.

Поручите внимательнее контролировать, как персонал обрабатывает руки. Теперь мыло используют только для удаления загрязнений. Во всех остальных случаях нужен антисептик (п. 3482 СанПиН 3.3686.21). Раньше можно было вымыть руки мылом или использовать антисептик.

Ситуации, когда врачи и медсестры должны применять антисептик, уточнили. Например, теперь руки нужно обработать не только до, но и после непосредственного контакта с пациентом. Обработка нужна и после того, как сотрудник трогал медоборудование или другие объекты в непосредственной близости от пациента. Пользоваться антисептиком придется и при переходе от более загрязненного микроорганизмами участка тела к менее грязному (п. 3482 СанПиН 3.3686–21).

Установите дозаторы и проинструктируйте посетителей
Елизавета ДУБЕЛЬ,
врач-эпидемиолог, врач-дезинфектолог

Теперь клиники обязаны установить диспенсеры и дозаторы с кожными антисептиками в зонах общего пользования, при входе в палатные отделения, у кроватей пациентов. Оборудовать ими придется также туалеты и столовые (п. 3457 СанПиН 3.3686–21). Дозаторы и диспенсеры с кожным антисептиком поручите промаркировать (п. 3484 СанПиН 3.3686–21).

По новым правилам пациенты и посетители тоже должны обрабатывать руки мылом или антисептиком. Обязательно делать это до и после контакта с поврежденными участками кожи, повязками, слизистыми оболочками, использованными медизделиями, при входе в палату, перед выходом из палаты, перед едой, после посещения туалета (п. 3457 СанПиН 3.3686–21). Подготовьте памятки для посетителей.

СОП по перчаткам: как обучить персонал

Важно

В таблице ниже посмотрите, какие изменения внести в СОПы по сестринской деятельности

Таблица. Какие изменения внести в сестринские СОПы 

Скачать

СестринскиеСкрытьСмотрите СОП «Использование медицинских перчаток» в приложении 3. Главное, что нужно изменить в работе с перчатками, — проследить, что их надевают в новых случаях, которые прописали в СанПиН по инфекционной безопасности. Вот как это сделать.

Обучите персонал, в каких случаях теперь обязательно надевать перчатки. Новых всего четыре: контакт с агрессивными жидкостями, использование колющих и режущих инструментов, инвазивные манипуляции, уборка помещений (пп. 3485, 3486 СанПиН 3.3686–21). Ранее требовали надевать перчатки при контакте с кровью или другими биологическими субстратами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей и потенциально или явно контаминированными микроорганизмами. Правило продолжает действовать. Чтобы снизить риски, раздайте персоналу памятки с новыми требованиями (приложение 4). Скорее всего, сотрудники сначала будут забывать надевать перчатки по новым правилам. Поэтому включите в чек-лист планового аудита пункт по использованию медицинских перчаток после обучения персонала. Так убедитесь, что персонал усвоил новый порядок.

Комплект СОПов и памяток

Приложение 1. СОП. Алгоритм сбора, хранения и утилизация медицинских отходов >>Скачать
Приложение 2. СОП. Гигиеническая обработка рук >>Скачать
Приложение 3. СОП. Использование медицинских перчаток >>Скачать 
Приложение 4. Памятка. Когда надевать медицинские перчатки обязательно >>Скачать 
Приложение 5. СОП. Действие медицинских работников в аварийной ситуации с целью профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями: ВИЧ, ВГВ, ВГС >>Скачать
Приложение 6. Памятка. Алгоритм профилактики заражения ВИЧ при аварийной ситуации на рабочем месте >>Скачать
Приложение 7. СОП. Дезинфекция изделий медицинского назначения >>Скачать
Приложение 8. СОП. Порядок проведения внутримышечных инъекций в палате >>Скачать

Вернуться в начало статьи>>> КомплектСкрыть