ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2024года
Организация лечебно-диагностической работы

Главные изменения – 2024. Навигатор для начмеда

Новый порядок предоставления социальных налоговых вычетов за медуслуги

Чтобы избежать конфликтов с пациентами, предупредите сотрудников, что придется заполнять новую форму справки об оплате медуслуг для получения социального налогового вычета1. Кроме того, законодатель разрешил медорганизациям напрямую направлять такие справки в налоговый орган в электронном формате2.

Экспертная поддержка

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Форму утвердила ФНС. За недостоверность сведений в справке введут санкции в размере 20 процентов от суммы налога, который налогоплательщик получил неправомерно3. При этом не важно, справку в ФНС направила сама клиника или выдала пациенту.

Новая форма справки. Справку об оплате медуслуг, которая действует с января, как и ранее, заполняет медорганизация по запросу пациента, его супруга, родителя или ребенка. Проинформируйте бухгалтерию, что теперь справку нужно оформлять в двух экземплярах (п. 4 Порядка заполнения из приказа ФНС). Один выдают налогоплательщику, который делал запрос, второй — оставляют в клинике. Раньше справку оформляли в одном экземпляре. Гражданину выдавали справку, а в медорганизации оставляли корешок.

1 Приказ ФНС от 08.11.2023 № ЕА-7-11/824@, далее — приказ ФНС
2 Федеральный закон от 01.07.2023 № 389-ФЗ <О внесении изменений...>, письмо ФНС от 02.08.2023 № БС-4-11/9898@
3 Проект федерального закона <О внесении изменений...>, ID 124239

Обратите внимание бухгалтеров, что форма содержит новые сведения: о документе, удостоверяющем личность налогоплательщика или пациента, дате рождения. У медработников больше не нужно запрашивать код медуслуги, дату оплаты. Эти сведения исключили из справки.

Направление в налоговую. Медорганизация сможет направить справку в электронной форме сразу в налоговую по месту нахождения клиники. Пока не уточнили, как это сделать технически. Скорее всего — через личный кабинет налогоплательщика-юрлица. Для этого налогоплательщик должен обратиться в клинику с письменным заявлением. Клинику обязали направлять сведения в налоговую в течение 30 календарных дней со дня обращения (п. 3 Порядка представления сведений из приказа ФНС).

Информация отразится в личном кабинете налогоплательщика. Выдавать справку об оплате медуслуг гражданину на руки также не запретили (п. 6 Порядка представления сведений из приказа ФНС).ПамяткаСкрыть

Новый порядок обязательных медосмотров

Сообщите персоналу, что для оформления документов по результатам медосмотров установили сроки, а без доступа к ЕГИСЗ их вообще нельзя будет проводить. Если еще не работали в системе, подключайтесь и обучайте персонал. Минздрав внес изменения в порядок предварительных и периодических осмотров4.  

4 Проект приказа Минздрава <Об утверждении Порядка...>, ID 139809, далее — проект порядка

Обязали получить доступ к ЕГИСЗ. После 1 марта медорганизация не имеет правапроводить предварительные и периодические осмотры, если у нее нет доступа к системе (п. 4 проекта порядка). Раньше от медучреждения требовали только лицензию на услуги.

Установили срок передачи сведений в ЕГИСЗ. Медработники будут передавать информацию о результатах предварительного и периодического осмотров пациентов — приемов, исследований и иных медвмешательств — в течение рабочего дня (пп. 17, 34 проекта порядка). Раньше — в течение пяти дней со дня формирования заключения. Если не было доступа к ЕГИСЗ — вообще не передавали.

Направлять на медосвидетельствование будут чаще. Теперь работодатель имеет право направить медработника на психиатрическое освидетельствование, если в ходе периодического медосмотра у него выявили психические расстройства или психиатрические противопоказания для отдельных видов профдеятельности. Раньше медиков направляли на медосвидетельствование только при приеме на работу, а затем — раз в пять лет (п. 4 приказа Минздрава от 20.05.2022 № 342н). 

Установили сроки оформления и выдачи документов. Впервые установили срок оформления заключения при предварительном и периодическом осмотрах — пять рабочих дней (пп. 15, 33 проекта порядка). Также впервые прописали, в какой срок нужно выдавать справку о необходимости дополнительного медобследования — не позднее пяти рабочих дней после завершения периодического осмотра. Направить работодателю информацию клиника должна также в течение пяти рабочих дней с момента выдачи справки (п. 32 проекта порядка).ТаблицаСкрыть

    Обучите персонал работать с ЕГИСЗ. Проговорите нюансы оформления документов. Например, проинструктируйте, что меддокумент, который создали и подписали ЭЦП, после передачи в ЕГИСЗ нельзя будет скорректировать в случае ошибки. Покажите персоналу еще семь изменений в порядке обязательных медосмотров (таблица 1).

    Таблица 1. Изменения в порядке обязательных медосмотров с 1 марта

Новый порядок обращения с медотходами

Передавать медотходы придется разным операторам по обращению с отходами, в зависимости от класса опасности5. Физический метод обеззараживания станет приоритетным над химическим, а термическое обезвреживание — над другими методами.

5 Проект федерального закона № 365183-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами»

Отходы класса А будет вывозить региональный оператор по обращению с ТКО. Требование новое. Проконтролируйте, чтобы клиника заключила с ним контракт на вывоз. Есть нюанс. Региональный оператор принимает отходы только вместе с паспортом отходов I–IV классов опасности. Оформить паспорт сейчас невозможно, поскольку в федеральном классификационном каталоге нет отходов, подобных по составу классу А. Для этого нужно дождаться регламентирующих нормативных документов.

Отходы классов Б и В надо будет передавать оператору по обращению с медотходами из регионального реестра. Оператор будет заниматься вывозом отходов, а также их обеззараживанием. Далее передаст медотходы на объект обезвреживания, утилизации и захоронения. Регионы сформируют реестры таких объектов. Пока требования не прописаны, традиционно клиники заключают контракт с организацией, которая обеззараживает медотходы.

Проконтролируйте, чтобы клиника заключила договор с оператором, когда изменения вступят в силу. Если у медорганизации есть собственное оборудование для термического обезвреживания — она сможет заключить договор напрямую с объектом. 

Важно

Оформлять паспорт опасного отхода на непригодные вакцины и лекарства, а также отходы, загрязненные цитостатиками, не нужно. Они останутся в статусе отходов класса Г

Отходы класса Г нужно будет по-прежнему передавать оператору по обращению с медотходами, который принимает отходы такого класса. Но для отдельных видов отходов заключить договор необходимо также с федеральным экологическим оператором (ФЭО). Прежде всего, это касается ртутьсодержащих ламп. Пока ФЭО отказывается заключать контракты на вывоз ртутьсодержащих отходов. 

Проконтролируйте, чтобы на ртутьсодержащие отходы оформили паспорт опасного отхода. Заявку можно подать через систему ФГИС ОПВК. Ранее их сдавали как медотходы и паспорт не требовали.Чек-листСкрыть

Посмотрите еще 11 важных изменений 2024 года (таблица 2).Таблица_измененияСкрыть

Таблица 2. Еще одиннадцать важных нововведений 2024 года

Кликайте на   сбоку, чтобы листать таблицу
Скачать в Word